Верните кухню из изгнания!

Верните кухню из изгнания!

Да-да, я помню, этот сайт посвящен похудению, и в первую очередь – через ограничения в питании, но все-таки хочу предложить нечто, совершенно противоположное всему, что вы до этого здесь читали. Это выдержки из одной хорошей книги, посвященной ЕДЕ. Хорошей, вкусной и сытной. Какой ужас! Чего я добиваюсь? Я хочу хоть немного восстановить равновесие, нарушенное различными публикациями новомодных и старомодных диет, а также высказываниями типа «диеты я не придерживаюсь, но раз и навсегда исключила из своего рациона следующие продукты: .... далее следует список, у каждого свой, и, как правило, слабо мотивированный.

Словом, я хочу приобщить вас к радостям хорошей кухни, а именно – «Русской кухни в изгнании». Авторы этой книги – Питер Вайль и Александр Генис. Журналисты и литературоведы, в свое время эмигрировали в Америку, где и составили цвет российской культуры за рубежом в компании с Довлатовым, Бродским и другими достойными людьми. Раньше они составляли этот цвет в России, но за это к ним плохо относились советские власти. Не стоит думать, что кулинария – их единственное увлечение, кроме нее они написали много другого, в том числе книгу «Родная речь», посвященной подробному анализу всех основных произведений, изучаемых в наших российских школах – начиная с Фонвизина и Карамзина и до Толстого и Маяковского. Если бы дети в школе учили бы литературу по этой книге, они русскую литературу бы жутко любили, потому что, оказывается, более захватывающего и увлекательного чтения просто нет. А тот, кто прочитает книгу про русскую кухню в изгнании, обязательно полюбит есть.

Словом, это диверсия с моей стороны – предлагать подобное чтение. Почитайте, как должны относятся к питанию умные, веселые, жизнерадостные люди. И, кстати, вовсе не обязательно толстые. (Немного о себе: я с авторами полностью согласна, за что и поплатилась. Чтобы похудеть, я не села на диету, а просто более внимательно стала относиться к тому, что я ем. И вот результат: до своего идеального веса – на 7 кг – я худела целых 5 месяцев! Ужас как долго! Всю оставшуюся жизнь буду ходить и вспоминать, как я долго худела.)

Я предлагаю небольшие отрывочки, скорее высказывания, стараясь подбирать такие, которые имеют отношение к вещам, святым (или кощунственным) для каждого диетчика. Короче, расслабьтесь. Про диеты еще начитаетесь. А пока – приятного аппетита!

«Японцы, признаваясь в любви, прикладывают ладонь не к сердцу, а к желудку. Они уверены, что душа находится в животе. Поэтому и делают харакири, выпуская душу на волю. Белый человек, говоря о возвышенном, похлопывает себя по нагрудному карману, где может находиться авторучка "паркер ", носовой платок или даже бумажник, но никак не душа. Она - на три пуговицы ниже. Можно привыкнуть к любой широте, долготе и рельефу, но пуповина, которая связывает человека с домом, отходит, естественно, от живота, а не от сердца.»…

…«Впpочем, всегда найдутся вегетаpианцы или атеисты, утвеpждающие, что души нет вовсе. Hо стоит ли говоpить о людях, у котоpых нет ничего святого?»…

… «Пища в горшке не варится, а томится, сохраняя все витамины, протеины или что там еще. (Нормальному человеку до этого не должно быть дела. Он питается не витаминами, а мясом, рыбой, овощами)»…

…«К яйцу в смысле съедобном отношение сложное. С одной стороны - вкусно и вроде полезно. С дpугой - у детей сыпь, мерзкое слово "диатез", от которого уже недалеко до еще более противного "диета". Ничего унизительнее для человеческого достоинства цивилизация не выдумала. В абстиненции хоть есть какой-то смысл - например, экономический. Есть какой-то смысл и в половом воздержании - по крайней мере, теоретически: говорят, неимовеpно возpастает творческая потенция. Опять же больше времени остается на самообразование и кулинарию. Но вот в диете никакого рационального зерна решительно нету - пpежде всего, потому, что медики понятия не имеют, какие продукты в каких случаях и для кого вредны или полезны. С яйцами в диетах происходит непонятное.

Есть системы, построенные исключительно на поедании крутых яиц - по восьми штук в день плюс колодезная вода. Так, по слухам, питаются французские балерины. Зато другие диеты - почти все, включая православные посты - яйца исключают вовсе. Это антияичное движение поддерживается идеологией славянофильства. Оно основано на данных русских сказок о том, что в яйце заключена Кащеева смерть. Поскольку русский Кащей традиционно строен и изящен, то его смерть должна означать торжество пришедшей с Запада распущенности с ожирением.»…

…«Что пить? Нет-нет, сейчас речь пойдет не о водке. О так называемых безалкогольных напитках. Здесь все бросились к американскому разнообразию с кока-колой во главе, но постепенно остыли: надоело, да и успели вдолбить, что во всех этих содах что-то такое содержится вредное - кофеин, кокаин, канцерогены, хлористый натрий, цианистый калий. Мы живем в стране, очумевшей от витаминов, и рано или поздно, все приходят к фруктовым и овощным сокам.

Это очень правильно, потому что ничего вкуснее природой и гастрономией еще не выдумано. Речь идет, разумеется, о свежевыжатых соках. Потому что при всем доверии к American Food and Drug Administration соки в банках - жалкие ублюдочные собратья здоровых ипрекрасных натуральных соков. Поэтому каждый должен купить соковыжималку. И отдаться увлекательному порыву творческого процесса. Дело в том, что фрукты и овощи для соков можно и нужно смешивать. Это дело настолько же индивидуальное, как и выбор невесты, но общие законы действуют и там, и тут. А главное в приготовлении соков - радость эксперимента. В конце концов, не так много в нашей жизни творческих дел, сочетающих пользу и удовольствие, отнимающих при этом немного времени и денег.»…

…«Сладкое любят все, хотя далеко не все признаются. Особенно стесняются этого порока рослые мужчины и пьющие водку женщины.
Но порок есть порок. Проще ему уступить, чем с ним бороться. Однако в Америке с десертом все обстоит не так просто. Общество, объявившее войну калориям, существенно ограничило возможности кондитеров. Еще можно представить, что цензура идет на пользу литературе, но в кулинарии запреты губительны.

Поэтому роскошные, элегантные пирожные на витринах кондитерских часто оказываются безвкусными н эфемерными украшениями. Вроде бумажных цветов. А что может сделать первоклассный кулинар, если озверевшее общественное мнение запрещает использовать сливочное масло, сахар и тесто? Вот он и создает нарядную бутафорию.»…

…«Конечно, от шарлотки не худеют. К тому же, говорят, что есть много хлеба вредно. Но жизнь вообще вредная вещь - ведь она всегда ведет к смерти. А после шарлотки эта неизбежная перспектива уже не кажется такой пугающей.»…

…«Неправы те, кто думает, что для хорошего обеда нужна хорошая еда. Или вилки и ложки. Или деньги. Или компания. Без всего этого обойтись можно. Без чего невозможен хороший обед, так это без аппетита. Даже самые утонченные гурманы далеко не всегда учитывают этот непреложный факт. Голод - источник наслаждения в той же мере, в какой эстетическая потребность или вожделение позволяют нам чувствовать себя счастливыми в музее или постели. Голод нужно оберегать так же трепетно, как любовь к женщинам или живописи.
» Оставим рискованные аналогии и обратимся к суровой реальности. Всегда ли мы едим только, когда хотим? Ничего подобного! И в этом интимнейшем из дел нами руководят привходящие обстоятельства. К завтраку нас зовет не желудок, а будильник. Время ленча нам указывает не природа, а начальство. Даже наши пиршества омрачены бременем нелепых традиций - ну, кто может насладиться новогодним ужином в три часа ночи?

Все это приводит к девальвации кулинарных ощушеннй. Теряя свободу есть, когда хочется, мы теряем интерес к еде вообще. И вот уже появляется идея "питания". Вползают в душу мерзкие витамины, протеины, холестерины. Человек забывает про бессмертную душу и начинает pассматpивать себя, как коpову, в котоpую нужно ввести высококалорийные корма, чтобы получить... здоровье, что ли?

Чтобы отучиться от этой пагубной привычки, необходимо перестроить концепцию еды. Конечно, мы едим, чтобы жить. Hо если слегка исправить этот тусклый афоризм, можно сказать - чтобы хорошо жить, нужно хорошо есть. Человек разумный не станет подчиняться общепринятым стандартам. Он не бросится за пошлым бутербродом в первую попавшуюся свободную минуту, просто потому, что минута оказалась свободной. Он не станет спросонья пихать в себя невнятные стружки под чуждым названием "сириалс" только из-за того, что так делают все.

О нет, он отнесется к своему аппетиту, как к первой любви - нежно и романтично. Он будет вскармливать аппетит воображеньем и прогулками. Он оставит для него лучшие, незамутненные заботами часы своего дня. Он дождется того момента, когда голод украсит еду нюансами и оттенками. Он не сядет за стол, пока аппетит не преобразует обед в трапезу.

Нет, лучше не есть вовсе, чем есть без аппетита и интереса. Ведь из всех чувственных радостей только эта не оборачивается пороком. И доступна она нам от младых ногтей до гробовой доски. Существует, конечно, множество средств, подгоняющих аппетит в его неспешном пути к здоровому голоду. Одни предлагают рюмку (старка, перцовка, перно), другие - возбуждающие закуски (фаршмак, устрицы, анчоусы), третьи (самые глупые) говорят о режиме. На наш взгляд, истина лежит глубже. Подлинный аппетит рождается благодаря творческому интересу к пище. Вот если вы обдумаете предстоящее меню, тщательно взвесите все компоненты, не пожалеете времени на аранжировку обеда, проконсультируетесь с чувством прекрасного, не пренебрежете мудростью кулинарных авторитетов (Молоховец, Гоголь, Гиляровский) - и только тогда сядете за обеденный стол, как поэты садятся за стол письменный, то вы, наконсц, сумеете в полной мере оценить смысл и свойства вернейшей из человеческих страстей - привязанности к еде. Говорят, что еще помогает тяжелый физический труд. Не знаем, не пробовали.»…

…«В целом кулинарные традиции оказались куда крепче, чем все прочие нити, связывающие нас с родиной. Эмигрант еще может поменять "Капитанскую дочку" на книгу "Радости секса", но никакой хотдог не заменит ему чесночную колбасу. Однако на пути к этой вожделенной колбасе стоит хищная сеть американского общепита. И если в России поход в ресторан - торжественное мероприятие, то здесь - суровые будни, облегчающие быт, но оскопляющие душу. Ничего страшного в казенной кулинарии нет, если не считать грандиозного количества пережаренных сухарей, которыми американские повара посыпают все - от рыбы до салфеток.»…

…«Кроме, как в кулинарии, ни в одном из благородных искусств, включая балет и словесность, нет такого простора для фантазий и вариаций, как в кулинарии. И ни одно из искусств так не располагает к самовыражению. Обед, приготовленный приятелем, скажет о нем больше, чем его врач, адвокат и психоаналитик вместе взятые. Еда раскрывает в человеке самое потаенное. Пусть он читает в оригинале Горация, но вы видите его намазывающим икру на черный хлеб - и все тщательно скрываемые плебейские корни рвутся наружу.»…

…«Нет ничего хуже американского хлеба. Ни в чем так не проявляется различие между двумя сверхдержавами, как в отношении к этому продукту. У нас его любили. "Хлеб - всему голова",- мудро говорили советские политработники, покупая американское зерно. Американцам его не жалко, потому что здесь хлеб ненавидят. Только ненависть может объяснить, как американцам удается выпекать ватную мерзость, которую аборигены в своем безумии принимают за хлеб. "Зато нам проше отказаться от мучного", - оправдываются местные жители. От ТАКОГО мучного и в самом деле отказаться легко, но ведь и человека убить просто. Русский (подчеркиваем) ученый Тимирязев назвал ломоть хорошо испеченного хлеба величайшим достижением человеческого ума. Вот это по-нашему. Не самолет, не "Мона Лиза", а каравай ситного.»…

…«Рубленые котлеты относятся к числу предметов любимых, но не уважаемых. Желанных, но не вожделенных. Приятных, но не престижных. В этом же ряду - оперетта, пухлые блондинки, детективный жанр. Человек, зачитывающий Юлиана Семенова, скорее всего, будет восклицать интеллектуально-визгливым голосом; "Как? Вы не читали "Под всеми девушки цветут" Пруса?" Утонченный ценитель джаза к десятой рюмке раскалывается и запевает лишенным приятности голосом: "Белая ночка, да серый конь лихой..." Сластолюбец, рассуждающий о длинных ногах и плоском животе, по-настояшему оживляется при виде форм, которые в народе именуются "есть за что подержаться". И так далее. Нашей жизнью правят подлинные страсти. Которых принято стесняться, по крайней мере - не афишировать.

Та же картина повального лицемерия наблюдается в области гастрономии. Если спросить неравнодушного к еде человека о его кулинарных склонностях, то в ответ прозвучит меню дорогого ресторана. И только домашние этого неискреннего гурмана знают, что он убил брата за сковороду котлет с жареной картошкой.

Картошка - не омар: ею не погордишься. Это как с родным дедом, приехавшим погостить из деревни: уже в шесть утра он с громовым хлюпаньем пьет в кальсонах чай, и решительно нет возможности знакомить его с друзьями.»…

…«Сравнение кулинарии с жизнью напрашивается само собой. И в той и в другой сфере справедлив афоризм: человек ест, чтобы жить, но не живет, чтобы есть. Он живет, чтобы есть вкусно. Если сопоставить обыденную жизнь с остывшими макаронами, то легко убедиться, что тому и другому смысл придает острота: внезапная любовь, томатная паста, рискованные приключения, красный перец, лотерея, чеснок. Однако кулинария сложнее жизни: список пряностей куда длиннее, чем набор необычных происшествий, выпадающих на долю заурядного человека. К тому же, кулинария гуманнее. От пряностей еще никто не умирал, чего не скажешь о приключениях.

Народы, любящие пряности, ведут яркую жизнь - спекулируют гвоздиками, угоняют самолеты, увлекаются кровной местью. Нации, предпочитающие пресную пищу, обречены на апатию и вымирание. И все же: как часто мы встречаемся с нравственной глухотой и кулинарной безграмотностью. Сколько еще людей, не способных отличить любовь от дружбы, а майоран от тмина.»…



…«Позвольте нам, сняв фартуки и поварские колпаки, произнести торжественньй тост.
Мы надоедали читателю своими рецептами.. Мы призывали его не замыкаться в кругу "Мак-Дональдов" и "Бюргер-Кингов". Стоя на коленях, мы просили его не пренебрегать пряностями, не заваривать слабый чай и не подавать рыбу без прованского соуса. Иногда мы впадали в полемический пафос, обвиняя читателя в духовной лени и приверженности к диете. Каждое блюдо, предложенное читателю, мы предварительно опробовали на себе и своих близких. С чувством исполненного долга мы прощаемся, повторяя вслед за Венедиктом Ерофеевым: "Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах".»

Темы: #кулинарии #душу #аппетит #смысл #вовсе #мере #человека #хлеб

2012-8-23 17:31

Источник: eDiet.ru