За исключением беременностей. Но уже через три месяца после рождения детей стрелка весов возвращалась на привычное место. У меня никогда не было комплексов по поводу моего веса, хотя всегда хотелось быть поизящнее, сбросить килограммов пять. В силу особенностей национального российского характера еще в ранней юности я нашла самый простой выход из положения, а именно: полюбила просторные наряды, этакий полунебрежный имидж "золотой" молодежи. Под такими нарядами лишние килограммы заметны не были. Вторая причина отсутствия комплексов заключалась в том, что я всегда умела управлять своим весом. Если готовилась по торжественному случаю облачиться в вечерний облегающий наряд или собиралась к морю, то достаточно было недельку не ужинать, отказаться от сахара и сдобы, чтобы сбросить три-четыре килограмма. И тогда, при весе 59 кг, я выглядела стройной и сама себе нравилась. Сразу после званого приема килограммы возвращались на место: концентрировались в области живота, боков и спины. В 35 лет произошел странный перелом. Вес перестал мне подчиняться.
Я упрямо давилась обезжиренным кефиром всю вторую половину дня, а вес изменялся за неделю максимум на один килограмм. В 36 лет после перенесенной операции, большого количества поглощенных лекарств я прибавила 7 кг. В новой весовой категории – 70 кг – я стала огромной. И что бы я ни делала: голодала, отказывалась не только от тортов и сдобы, но и вкус хлеба забывала, гнула свое тело, выполняя гимнастические упражнения, но 70 кг веса оставались незыблемыми, как монолит. Потратила немалые деньги и купила гербалайф последнего поколения. Через пару месяцев, истратив на препараты более 500 долларов и расставшись с двумя килограммами, принимать американские пилюли, запивая их приятным гербалайфовым коктейлем со вкусом тропических фруктов, прекратила. Потому что платить по 250 долларов за килограмм мне показалось дороговато.
Прервав курс, продолжала следовать малокалорийной диете, но коварные два килограмма покинули меня ненадолго. Наверняка кому-то моя проблема покажется смешной. Подумаешь, семьдесят. Но дело в том, что эти семь килограммов, распределившись самым неудачным образом, очень портили меня: над нижней частью тела, оставшейся неизменной, нависали булки боков и живота, предплечья стали похожи на руки горняка советских времен с удаленными из них мышцами, а низ лица окружала рама массивного подбородка, поглотившего шею. Отяжелевшая, я предприняла последнюю попытку - стала дважды в неделю ходить в бассейн. Но заплывы в бассейне пробуждали зверский аппетит, с которым справляться было просто невозможно. Сочувствующих среди подруг и коллег по работе оказалось немало. Все давали советы. Не изнуряя себя анализом предложенных "средств похудения", я пробовала все: и фруктовые диеты "звезд", чьи модельные фигурки украшали обложки глянцевых журналов, и очищение водой, кефиром и разведенным яблочным уксусом, и вечерние променады, и утренние забеги! Настрадавшись вволю, а заодно приобретя хронические боли в желудке, я выглядела откровенной пародией на рекламные обстоятельства современной жизни.
Могу засвидетельствовать, что диеты дают лишь незначительное и временное снижение веса, зато наверняка лишают организм многих важных питательных веществ, так как, в конце концов, мое здоровье пошатнулось, внешний вид стал жалким, а перепады в настроении сделали характер несносным. Утомлять подробностями не буду – скажу, что совершенно случайно, встретившись по долгу журналистской службы с бывшей спортсменкой, решила воспользоваться ее советом и записалась в фитнес-клуб. Место занятий я определила по территориальному признаку – поближе к дому, время – утреннее, между отправкой детей в школу и началом работы, способ – индивидуальные тренировки. Занятия проходили в небольшой комнате филиала, рядом с моим домом. Только свободное пространство, покрытое мягким ковром, палка станка вдоль стены, напротив – зеркало, несколько гантелей, эспандеров и мячи. И уникальные девушки-тренеры: немногословные и… честные. Выслушав мою историю, они сказали, что сбросить более четырех килограммов за год (о, ужас!) я не смогу, но порекомендовали попробовать. И мы начали.
Во-первых, схалтурить на индивидуальных занятиях, в которых всего два действующих лица: тренер и я – невозможно: наставник выполняет все упражнения вместе с тобой. Во-вторых, вероятность выполнить их методически неверно исключается – каждое движение подконтрольно; в-третьих, ты постоянно видишь ловкую и юркую грацию тренера и невольно тянешься не к вымышленному идеалу, а к совершенству, которое рядом. Дома все эти стимулирующие факторы отсутствуют, а потому занятия становятся не то чтобы бессмысленными, но намного менее результативными. После первых тренировок вспоминались западные теории, рекомендующие тренеру проводить занятия в игровой форме: наряжаться, переодеваться, готовить репризы. Теперь они уже не казались такой чушью, как раньше. Наши занятия с Леной – тренер оказалась моей тезкой – делятся на три основные части с прелюдией и кодой. В качестве прелюдии мини-разминка, первая часть – освоение танцевальных элементов под зажигательную музыку, вторая – работа над проблемными местами: в моем случае это руки и торс, третья – растяжка всех мышц и под занавес – дыхательное расслабление. Все движения часто меняются, что исключает момент монотонного привыкания. За полгода я прониклась уважением к тренерам по фитнесу и поняла, как важен профессионализм в этом деле. Попробуйте сделать часовую гимнастику до седьмого пота дома – на следующий день все мышцы будут болеть, а суставы откажутся работать в полную силу. После фитнес-занятий никаких болевых ощущений, а лишь приятная легкость – настолько точно продуманы комплексы.
За месяц я похудела всего лишь на один килограмм, но одежда на мне начала казаться намного свободней. Ушли объемы: обхват предплечья стал меньше на полтора сантиметра, а талия и бедра – уменьшились на три сантиметра. И тут я вспомнила аннотацию одного из тренажеров, которые имитируют подъем по лестнице. Там говорилось, что любая диета несравнима с физическими нагрузками. Ограничивая себя в поступающих калориях, вы действительно быстро потеряете в весе, но эти потери будут состоять из воды и вашей мускулатуры. Жировые резервы останутся нетронутыми. И хотя вы будете меньше весить, весь ваш жир останется при вас. Физическая нагрузка уничтожает жир, а он намного легче, и потому вес уходит незначительно. Это оказалось правдой. Во всяком случае, со мной. Такой легкости и свободы я не испытывала никогда. Через два месяца исчезла дряблость тела. Руки и торс еще не приобрели желанной тонкости, но мягкие, подобные свежеиспеченному хлебу, складки исчезли полностью. Забыла про свои ненавистные килограммы и только ради приобретенной работоспособности готова была спешить в зал. Лена ненавязчиво давала рекомендации: "Подождите, скоро вы сами поймете, что нужно делать". Действительно, вскоре я уже не могла жить без тренировок – мышцы требовали нагрузки. Я полюбила свежевыжатые овощные соки и перестала переносить ощущение полной сытости. Видимо, молчаливая Лена поняла, что я созрела для восприятия правил питания и предложила на выбор два способа борьбы с лишним весом. Первый: поглощать меньше калорий, чем сжигаешь. Словно созданным для меня, оказался второй способ, согласно которому:
заниматься необходимо на полуголодный желудок;
лучшее время тренировок, одна из задач которых – снижение веса, утренние часы, до полудня;
после тренировки два часа не есть, но как можно больше пить чистой воды;
в день занятий потреблять меньше белковой пищи, а если позволяет сила воли, то и вовсе отказаться от мяса, рыбы, яиц и молока.
Практически мой режим питания выглядит так: за полтора часа до тренировки ем ржаной хлебец, выпиваю стакан овощного сока и кофе; через два часа после занятий – мюсли, гречневая или рисовая каша с соевым соусом, иногда геркулесовая каша на воде с медом или даже макароны из твердых сортов пшеницы с томатным соусом. Мясо и рыба – только вечером. Любые овощи и фрукты, диетические хлебцы, курага и чернослив – в любое время дня. Привычка дробно питаться выработалась незаметно. Так же непостижимо организм перешел на "самовосстановление" после чревоугодия. Не скрою, случается в праздничные и выходные дни – роскошь гастрономических изысков, ресторанных вечеров и семейных посиделок за чаем с пирожками. После таких дней организм сам просит разгрузки и любым вкусностям предпочитает каши, кефир и фрукты. Также исподволь пришло равнодушие к тортам и копченостям. Генеральная идея фитнеса оказалась стара, как мир: любая работа не пройдет даром. Для этого нужно трудиться, а не сокрушаться и подсчитывать килограммы.
Что изменилось в моем самочувствии за полгода фитнес-занятий? Я как-то незаметно избавилась от трех килограммов. Прошли боли в позвоночнике и отступили мигрени, забыла о бессоннице и плохом настроении. Если хотите, появилась иная мера собственного человеческого достоинства и открылись внутренние энергетические резервы. Теперь я занимаюсь через день, чередуя занятия с инструктором с самостоятельной зарядкой дома.
2013-4-24 11:11