Что бывает проще, чем есть и радоваться, но человек наделен сознанием: все для него должно быть разъяснено и гармонично увязано с тем образом жизни, который мы намерены вести. И вот, если требуется объяснить сознанию, зачем нам это нужно, то приходится признавать свою подверженность страсти к чревоугодию, и затем мы беремся всем этим управлять. Инстинкт требует своего, а мы противостоим. Весы колеблются все сильнее в борьбе инстинкта с разумом, до тех пор, когда ограниченные возможности сознания сдаются. Все дело в том, что мы управляем своим инстинктом ровно настолько, насколько он нам позволяет это делать.
Сознанию отведена вспомогательная роль относительно выбора пищи. Мы можем надолго отказаться от сладостей или употреблять их совсем мало, если у нас в голове есть знание, что в другое время мы можем позволить их себе до отвала. Мы можем предпочесть нежирное мясо, если будем уверены, что нам можно и жирное. Получается выгодное взаимодействие инстинкта и сознания. Можно рассмотреть это на примере с дыханием.
Мы можем прожить весь день, не наблюдая за своим дыханием, почему это происходит лишь определенным образом, и не по-другому. Все происходит как бы автоматически. С помощью волевого вмешательства мы можем участить дыхание, сделать его реже, задержать его - кажется, нам дано им управлять. Но что случится, если нужно будет остановить дыхание на три минуты? Инстинкт взорвется и мы вынуждены будем вдохнуть. Так же и с пищевыми инстинктами.
Процесс управления питанием и похудение
Если мы с помощью волевых усилий запретим себе любимые блюда или вечернюю роскошь вкусного ужина, то скоро наше состояние заметно ухудшится, а затем будет способствовать срыву. Тогда в питании наступает сбой. Хочется есть и невозможно наесться. Страшно. Но если проанализировать этот процесс в нашем сознании, то как могло быть иначе? Только что мы показали себе во всей полноте, что бывает, если заканчивается еда. Или сейчас вон сколько еды, а вдруг поступит запрет на ее употребление? Срочно делаем запасы! Надо срочно наесться!
Одна пациентка годами пыталась осилить свои пищевые пристрастия. Она говорила себе "нет" всегда и везде, но постоянно срывалась. На приеме у доктора она в конце-концов, откровенно задала вопрос, есть ли вообще на земле люди, которые были бы равнодушны к еде. Доктор заметил, что такие люди есть, но их равнодушие условное: они не смотрят на еду и не думают о ней, пока сыты. Сытость доводит до отвращения к еде. Но среди голодных равнодушных к пище не найти. Когда-то эта женщина заперлась в туалете на свой день рождения и проревела несколько часов, потому что гости неумышленно ей подарили плюшевый гамбургер.
Инстинкт корректирует питание человека
Возникает справедливый вопрос, если инстинкту дано все понимать, почему же тогда у людей умножаются проблемы лишнего веса? Вопрос правильный, но как на него ответить? Причин появления лишнего веса достаточно. Существуют и инстинктивные причины. Пищевой инстинкт человека совершенен и отлично срабатывает. Интересно, как инстинкт формировался. Попробуем рассмотреть его на примере животных.
Постоянный или периодический пищевой дефицит - это одно из условий жизни животного. Человечество достигло рубежа устойчивого достатка пищи не так давно, только около 50 лет назад. Но не все страны, а только экономически развитые. Азия с Африкой только догоняют. В прошлом у населения был в большей мере распространен физический труд. Мышцы нуждаются в питании другого типа, отличного от питания для мозга. Мышцы "любят" жиры и сахара, тогда как мозг лучше работает при питании сложными углеводами.
"Голодные" условия, в которых формировался инстинкт, стали причиной неуемности инстинкта поесть про запас, сделать свой выбор в пользу жирной и сладкой пищи, которая обеспечивает больше энергии. Поэтому, чем длиннее пауза между трапезами, тем сильнее инстинкт упорствует, подводя нас к плотному и насыщенному приему пищи.
Чем меньше лакомств в рационе питания, чем больше мы себя сдерживаем в употреблении продуктов, тем большая вероятность срыва и большее количество запретной пищи будет съедено за один прием.
Пищевой инстинкт меняется. Вечером у него начинается период активности (подобно животным с ночным типом питания), в холодное время года организм нуждается в обогреве больше обычного, женщины во вторую половину цикла ощущают прилив аппетита, который направлен на поддержание возможной беременности.
Малоподвижный образ жизни обостряет пищевой инстинкт, так же, как и безделье. Если посмотреть на животных, они либо находятся в движении с целью поиска пищи, либо неподвижны, когда находят пищу или едят. Инстинкт воспринимает безделье, как время, когда пища найдена, значит, это время остановки и приема пищи. Чрезмерное физическое напряжение также провоцирует усиление пищевого инстинкта. Углеводы расходуются в счет интенсивных мышечных сокращений. Мы израсходовали углеводы на физическую нагрузку, а восполнить их можем только из продуктов.
Конечно, аппетит усиливается с тревогой и стрессами. Еда действует как успокоительное средство. При ощущении опасности появляется естественное стремление получить дополнительный резерв энергии. При тонизирующих нагрузках, в состоянии активной деятельности, при уравновешенном психоэмоциональном состоянии организм начинает расходовать запасы.
Больше всего остального инстинкт не терпит жесткого регламента и подавления: питание строго по часам, после 18.00 - запрет, сладкое запрещено, соленое и вкусное нельзя, и чего там еще нельзя?..
Ну вот, интуитивное питание не представляет ничего особенного. Пищевое поведение можно предусмотреть, чтобы управлять им. Как выяснилось, если инстинкт не раздражать, он разрешает нам маневрировать, как душе угодно. Некоторые годами ничего не меняют в своем питании, и их вес остается в норме. Они не беспокоятся при этом, что им есть и сколько.
2012-2-18 23:50