Экологически чистое яблоко на завтрак, горстка проросшей пшеницы на обед, листик свежайшего салата на ужин и глоток альпийской воды перед сном. На сахар даже не смотрим, при виде толстопузов, заедающих чипсами пиво, брезгливо морщимся и с гордо поднятой головой шагаем на тренировки. «Что ж в этом плохого?» – удивитесь вы. На первый взгляд – ничего. Но, присмотревшись повнимательнее, понимаешь: а король-то болен! Речь идет о психическом расстройстве под названием орторексия.
Волк в овечьей шкуре
В переводе с греческого слово «орторексия» название означает «правильный аппетит». Проявляется недуг чрезмерным, болезненным увлечением здоровым питанием. Чаще всего жертвами орторексии становятся молодые, неуверенные в себе девушки, которые ради стройности фигуры готовы фанатично следовать любым, даже самым строгим диетам. Они выискивают в многочисленных женских журналах и Интернете различные советы, исповеди похудевших звезд и как одержимые бросаются реализовывать только что прочитанное. В результате они вырабатывают собственные, весьма экзотические правила питания, на соблюдение которых тратят все больше и больше времени. Вот так вполне похвальное стремление к здоровому питанию доводится до абсурда, перерастая постепенно в психическое расстройство.
Поражает орторексия и вполне взрослых, весьма успешных людей, которые слишком критично относятся к своему телу. Не замечая достоинств и преувеличивая в собственных глазах недостатки, они пытаются сделать все, чтобы измениться, взять себя в ежовые рукавицы. Так, например, несколько лет назад поступала голливудская актриса Гвинет Пелтроу из-за страха поправиться. Она отказалась от кофе, сахара, мучных изделий, картофеля, томатов, молока, мяса и решительно перешла на японскую систему питания «макробиотика». Ради соблюдения правил, установленных автором этой диеты, актриса готова была на любые жертвы. Она перестала ходить в рестораны, а если надолго уезжала из дома, то обязательно брала с собой «правильную еду». Свои пищевые правила Гвинет навязывала и окружающим, которые, как ей казалось, совершают преступление по отношению к своему организму, питаясь стейками, пирожными, картошкой фри и другой «отравой». Именно эта категоричность сыграла решающую роль в разрыве Гвинет с красавцем Бредом Питом, который упорно не желал становиться вегетарианцем.
Певицу Джерри Холливел тоже порядочно занесло. Будучи еще в составе «Спайс герлз», она фанатично мечтала избавиться от своих умеренно пышных форм и, в конце концов, сумела этого добиться. Но какой ценой? Стремление стать тонкой и звонкой сделало из Джерри отшельницу, помешанную на здоровом образе жизни. Она перестала ходить в гости, на вечеринки и приемы, потому что не могла себе позволить съесть ни кусочка из того, что там подавали. Ела она только дома, в основном рыбу, овощи и фрукты, причем только то, что готовил для нее личный повар. Мало того, продукты для рациона певицы отбирал известный диетолог, которому она всецело доверяла. Закончилось все это психическим расстройством, которое, к счастью, удалось вылечить. Сегодня Джерри уже не относится к пище так фанатично. Она ест практически все, ограничивая себя только в очень жирных и явно не полезных продуктах.
Орторексия – заболевание сравнительно молодое, его описания появились в медицинской литературе всего несколько лет назад.
Группа риска
По мнению психотерапевтов, склонность к орторексии есть у всех, кто склонен к повышенному самоанализу, любит заниматься самокопанием, а также у ипохондриков, которые излишне внимательно относятся к своему здоровью и выискивают несуществующие болезни. Рискуют заболеть орторексией и те, кому с детства внушали мысль о том, что «ты бездарное, ни на что не способное существо». Для таких людей отказ от любимых чипсов или пирожного – это способ доказать себе собственную твердость, состоятельность, умение контролировать ситуацию. Но чаще всего за неимоверным увлечением правильным питанием стоит нежелание искать реальный смысл жизни и внутренняя пустота, которую человек пытается заполнить хоть чем-нибудь. Такого орторексика можно сравнить с алкоголиком, не желающим решать свои проблемы и прилагать усилия для личностного роста. Вместо этого он загоняет свои внутренние конфликты в бутылку.
Точно так же поступают и многие страдающие орторексией. Им куда легче до седьмого пота трудиться в тренажерном зале, изнурять себя диетами и гидроколонотерапией, чем заглянуть в свою душу. Бурная деятельность, которую разводит такой больной, дает ему возможность убежать от мыслей о том, что пора уже подумать, например, о смене работы, женитьбе (или разводе), а может быть, о более просторной квартире или рождении ребенка.
Коммуна пищевых праведников
Первооткрывателем орторексии стал американец Стивен Бретмен – автор книги «Пристрастие к полезным продуктам: как преодолеть одержимость правильным питанием». Причем он не теоретик, а практик. В 70-е годы прошлого века Стивен испытал на себе все «прелести» этого психического расстройства. Тогда он и еще два десятка единомышленников организовали коммуну, которая объединяла не желающих есть ничего, кроме экологически чистых продуктов. Купив ранчо, Стивен с товарищами стали выращивать там овощи и фрукты, которые и составляли основу их рациона. От мяса и рыбы члены коммуны отказались полностью. А еще они сказали твердое «нет» меду, луку и чесноку, которые кому-то из этого братства показались вредными.
Стивен был убежден, что есть можно лишь самые свежие, только что выдернутые из земли или снятые с ветки овощи и фрукты. Грешником считался тот, кто осмеливался чистить от кожуры или нарезать овощи, поскольку в результате они теряют львиную долю энергии земли и солнца. И не дай бог проглотить кусочек морковки, не пережевав его прежде 50 раз! «После года соблюдения такой диеты я чувствовал себя легким, полным энергии и сил, – пишет Стивен Бретмен. – Меня радовала необычная ясность мышления, и я начал считать себя настоящим праведником. К людям, которые ели чипсы и шоколадные пирожные, я относился как к несчастным низшим существам, стремящимся только к тому, чтобы набить брюхо. Со временем я настолько увлекся здоровым образом жизни, что стал вводить в свой рацион все более жесткие ограничения, придумывал для себя довольно суровые наказания, например, голодание в течение 2–3 дней».
В результате Стивен довел себя до истощения и нервного расстройства. Спас ситуацию монах-бенедиктинец, который встретился на жизненном пути парня. Он помог Стивену осознать, что правильное питание не должно быть экстремальным и не стоит проявлять фанатизм в стремлении к здоровому образу жизни. С тех пор Бретмен стал сдержаннее в своих экспериментах. В одном из интервью он сказал, что не сомневается в пользе увеличения доли овощей и фруктов в рационе большинства из нас, но выполнение правил здорового питания не должно быть педантичным.
по материалам Журнала "Мистер Блистер"
2012-7-10 19:06