«Все натуральное - хорошо, все обработанное - плохо» - таково мнение огромного количества британских покупателей, запуганных разными угрозами для здоровья, начиная от коровьего бешенства и генетически модифицированных продуктов, и заканчивая красителем Sudan 1 (красный краситель, который, в частности, используется при изготовлении растворителей, бензина и гуталина. Способен вызывать рак). Но растущее беспокойство по поводу здоровья и понимание того, что ответственность за него лежит на нас самих, являются катализатором продаж нутрицевтиков, так называемых обогащенных продуктов и напитков, содержащих полезные добавки для поддержания здоровья, таких как пробиотики и снижающие калории спреды.
Несомненно, производство обогащенных продуктов – чрезвычайно прибыльное дело для пищевой промышленности, недавно оказавшейся под огнем критики из-за того, что перебор с увеличением порций и повышенное содержание жира, соли, и сахара в продуктах, привели к распространению нездоровых привычек и перееданию. Расходы британских покупателей на обогащенные продукты и напитки быстро приближаются к одному миллиону фунтов стерлингов и могут удвоиться к 2010 году.
Заметим, что ошеломляющее разнообразие полезных добавок, постепенно становящихся неотъемлемым компонентом нашего ежедневного рациона, - от полезных бактерий для улучшения пищеварения до растительных стеролов для снижения содержания холестерина в крови – поднимает важные вопросы. Действительно ли нужно покупать искусственно обогащенные продукты, например, спреды, понижающие уровень холестерина в крови, многие их которых стоят далеко недешево? Не лучше ли увеличить потребление необработанных продуктов, которые естественным образом содержат большинство тех же элементов, что и обогащенные продукты? По мнению Джулиана Меллентина (Julian Mellentin), автора «Революции обогащенных продуктов», ответ кроется в стремлении потребителя XXI века получить сиюминутный результат. Он уверен, что обогащенные продукты – будущее пищевой промышленности. «Сейчас покупатели ждут от потребляемой пищи пользу для здоровья и производители, следуя этим пожеланиям, вовсю стремятся включить полезные добавки в свои продукты».
«Обогащенные продукты представляют собой простой способ справиться с растущими страхами по поводу здоровья», - соглашается специалист по анализу пищевой промышленности, Сьюзи Джонсон (Susie Johnson) из компании Leatherhead Food International. «Чем старше вы становитесь, тем сильнее беспокойство по поводу закостеневших суставов, сердечных приступов и ухудшения мыслительных функций», - говорит она. «Чтобы чувствовать себя на тридцать, когда вам стукнет пятьдесят, вы должны сделать что-то для этого уже сейчас. Вот почему британские покупатели все больше осознают необходимость следить за своим здоровьем и стараются избежать болезней, присущих пожилым людям; а обогащенные продукты, по мнению производителей, именно этому и призваны служить».
А может это и есть общенациональная панацея от всех недугов? Необязательно. Мнения специалистов по питанию расходятся не только в том, чем являются обогащенные продукты – прогрессом или банальным заколачиванием денег компаниями-производителями, а также в той роли, которую они должны играть в нашем ежедневном рационе.
Том Сандерс (Tom Sanders), профессор питания и диетологии в King’s College London, не допускает ни малейшей возможности, что натуральные продукты могут быть лучше, чем обработанные обогащенные продукты. «Скептицизм в отношении обогащенных продуктов только потому, что в них содержатся пищевые добавки, не обоснован. Пища состоит из химических элементов и часто содержит токсины, которые намного вреднее пищевых добавок. Несмотря на то, что я лично настороженно отношусь к некоторым продуктам, например, пробиотикам – мы же не знаем точно, что значит «Помогает поддерживать нормальную кишечную флору» - другие продукты, такие как спреды, способствующие снижению уровня холестерина в крови, играют важную роль», - отмечает он.
Кэтрин Коллинз (Catherine Collins), главный диетолог больницы St.George, South London, имеет иную точку зрения. «Даже содержащие полезные добавки продукты не могут заменить натурального сбалансированного рациона». Ее совет всем, кто хотел бы питаться более качественно - пересмотреть свой обычный рацион и постараться построить его таким образом, чтобы все получаемые с пищей питательные вещества были максимально сбалансированы. Примером, по ее мнению, может служить Средиземноморская диета, включающая фрукты и овощи, каши из цельного зерна, углеводы, умеренное количество мяса, оливкового масла и жирных сортов рыбы. Если вы придерживаетесь такой диеты, нет никакой необходимости в обогащенных продуктах. И даже необязательно добиваться идеальной сбалансированности ежедневного рациона; достаточно следить за правильным балансом питательных веществ, потребляемых в среднем за неделю», - говорит она.
Коллинз добавляет, что сейчас многие стали уделять повышенное внимание пропорциям питательных веществ, рекомендованных для ежедневного потребления, что заставляет людей слишком детально подходить к составлению своего рациона. Радует, что мы стали обращать внимание на наличие Е-чисел и гидрогенизированных жиров, но не нужно упускать из виду картину в целом. «Любой маргарин на основе обработанного жира может привести к появлению гидрогенизированных жиров, которые хуже усваиваются организмом. Но если у вас повышенный уровень холестерина в крови, вы можете меньше беспокоиться о присутствии гидрогенизированных жиров, так как продукт, содержащий обработанный жир, помогает контролировать уровень холестерина».
Из всех обогащенных продуктов, продающихся на территории Соединенного Королевства, продукты, снижающие уровень холестерина в крови, считаются самыми полезными (для людей с повышенным содержанием холестерина). Большее недоверие вызывают обогащенные продукты, в составе которых присутствуют компоненты, ассоциирующихся с чем-то ненатуральным, или имеющие недоказанную ценность. «Несмотря на то, что Омега-3 является общепризнанной полезной пищевой добавкой, ей еще предстоит завоевать популярность у жителей Великобритании, как это произошло в других странах, например, Австралии», - отмечает Меллентин. «Хотя польза этой добавки доказана, название ее звучит странно и отпугивает многих британских покупателей. В то же время, пищевую клетчатку часто позиционируют как добавку, помогающую организму лучше усваивать кальций, что, однако, было доказано лишь в лабораторных экспериментах на крысах».
Даниэль Дюмулен (Daniel Dumoulin), брендинг-консультант компании Sundance, которая недавно завершила исследование отношения потребителей к обогащенным продуктам, ссылается на отчет Mintel, согласно которому 69% населения не могут оценить пользу продуктов из-за постоянно меняющегося мнения специалистов. Эмоциональные предпочтения британцев все еще на стороне натуральных продуктов, но «хотя не всем по душе идея обогащенных продуктов, стиль жизни, социальные тенденции и технологический прогресс в пищевой промышленности все настойчивее подталкивают нас к ним», - добавляет Дюмулен.
Десять лет назад ежегодно проводилось порядка 300 научных исследований о пользе обогащенных продуктов. К 2003 году их было уже более 1 200. «Проблема в том, что многие люди не могут отличить хорошие научные исследования от плохих и некоторым продуктам придается намного большее значение, чем они того заслуживают», - отмечает Меллентин.
Несмотря на это, продажи обогащенных продуктов питания продолжают расти и компании-производители начинают задумываться о необходимости повышения уровня знаний покупателей в этой области и борьбы с неправильным представлением о пищевых добавках и натуральностью продуктов. «Как раз вовремя, - считает профессор Сандерс - так как вопрос образования потребителей стоит очень остро».
«На сегодняшний день обогащенные продукты пользуются популярностью у тех, кто заботится о состоянии своего здоровья, а, следовательно, лучше информирован. Хуже обстоит дело с теми, кто вообще не заботится о своем питании», - отмечает он.
Посещая местный супермаркет
Общепризнанно полезные продукты для здоровья и красоты являются будущим индустрии обогащенного питания:
TipTopUp bread – хлеб, обогащенный Омега-3 жирными кислотами. Популярен в Австралии, но еще не выпущен в продажу в Великобритании. Позиционируется как продукт, улучшающий мыслительные процессы, а также укрепляющий здоровье сердца и зрение. В начале этого года сеть супермаркетов Уэйтроуз (Waitrose) представила разновидность хлеба, обогащенного селеном, который, как показывают некоторые исследования, укрепляет иммунитет и регулирует кровяное давление.
SkinCola, которая скоро появится в продаже в Великобритании, представляет собой очищенную воду, обогащенную кислородом, и предназначенную для укрепления защитных сил организма и ускорения роста и обновления клеток. Ну и, конечно, для утоления жажды тоже.
Innov – пищевая добавка, разработанная совместными усилиями пищевой компании Nestl и косметической фирмы L’Oral для улучшения внешнего вида кожи, волос и ногтей. Это слияние последних ноу-хау в области пищевой промышленности и новейших разработок в области косметологии обещает быть движущей силой в дальнейшей разработке обогащенных продуктов.
Kewpi +U – представитель линейки японских продуктов питания для здоровья и красоты, предназначенный для людей старше 50 лет. Содержит гиалуроновую кислоту, получаемую из кожи акулы и хрящевой ткани кита, и помогает организму удерживать жидкость.
Yagua Beauty Juice известен как голландский 100% натуральный анти-возрастной напиток, содержащий алоэ и коллаген, которые, по словам производителей, улучшают состояние кожи.
Emmi yoghurt – йогуртовые продукты, выпущенные недавно в продажу. Содержат алоэ и улучшают состояние кожи.
Перевод статьи - Слепухина Е.В.
Источник: TimesOnline
http://timesonline.co.uk/article/0,,8126-1731403,00.html
2012-8-26 22:02